Обеспечить судоходство на Волге выше Чебоксарской ГЭС можно без подъема воды в водохранилище, поскольку эта проблема актуальна только на небольшом участке реки в нижнем бьефе Нижегородской ГЭС. Об этом заявил заместитель губернатора, заместитель председателя правительства Нижегородской области Владимир Лебедев в ходе Центром энергетической экспертизы.
По словам Лебедева, для обеспечения гарантированных глубин Волги в районе Городца необходимо обеспечить уровень в 68 метров именно в этом районе. Решением данной проблемы является строительство низконапорного гидроузла, стабильно повышающего уровень в реке Волге на отрезке реки протяжённостью лишь 40 километров. Подобный вариант решения проблемы судоходства успешно применён в нижнем бьефе Цимлянской ГЭС на Нижнем Дону строительством Николаевского, Константиновского и Кочетовского низконапорных гидроузлов.
Рассматривая в комплексе проблемы судоходства и автодорожного хозяйства, министерство транспорта Российской Федерации еше в 2003 году поддержало указанное предложение и приняло принципиальное решение о строительстве на реке Волге низконапорного гидроузла с автодорожным переходом. Данный проект был включён в ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» и в «Транспортную стратегию РФ на период до 2020 года, - уточнил вице-губернатор.
Кроме того, постановлением правительства РФ от 20 мая 2008 года проектирование и строительство низконапорного гидроузла в Нижегородской области (поселок Большое Козино) включено в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010 -2015 годы)». Определена стоимость этих работ - 39,7 миллиардов рублей. Все это решает проблему создания единого глубоководного пути и исключает необходимость повышения уровня Чебоксарского водохранилища.
"Таким образом, многолетняя дискуссия о том, какой из рассматриваемых вариантов лучше для водного транспорта, завершена", - считает нижегородский вице-губернатор.
При этом он отмечает, что предлагаемое на сегодня повышение уровня Чебоксарского водохранилища на протяжении 300-километрового участка Волги от Городца до Новочебоксарска противоречит принятым решениям: "Кроме того, для водного транспорта потребуются значительные дополнительные затраты: путевые работы на участке от Нижнего Новгорода до Чебоксарской ГЭС, реках Ока, Ветлуга, Сура, обустройство установки новых капитальных створных знаков, строительство новых причальных стенок, акваторий и новых подходов к речным портам, промпредприятиям, остановочным пунктам и другим гидротехническим сооружениям".
"Возникает множество проблем, которых не существует сегодня: опасность для безопасного отстоя флота в затонах в зоне верхнего бьефа Чебоксарской ГЭС из-за резких колебаний уровней в случае значительных сбросов воды через плотину Чебоксарской ГЭС, проблема снижения подмостовых габаритов, - продолжил Лебедев. - Из-за увеличения колебаний уровня воды в зимний период возрастает опасность повреждения ГТС ледовыми подвижками в зоне города Чебоксары, где расположено много ГТС.Учитывая указанные обстоятельства, мы предлагаем правительству России согласиться с вариантом сохранения неизменной установленной отметки НПУ Чебоксарского водохранилища 63 м со строительством низконапорного гидроузла, совмещённого с автодорожным мостом, на реке Волге выше Нижнего Новгорода".
При данном варианте исключается необходимость затопления огромных территорий и комплексно решаются три проблемы: судоходство в нижнем бьефе Нижегородской ГЭС, мост на трассе Москва-Киров, удаление из Нижнего Новгорода транзитного транспорта.
Полный текст онлайн-конференции
|